Пенсии без прописки
В чем проблема? В системе выплат пенсий и пособий обнаружили нецелевое расходование бюджетных средств. Минтруда выделяет два аспекта проблемы:
- Отсутствие постоянной регистрации. Более 100 тысяч получателей пенсий и пособий не имеют постоянной прописки в Казахстане. При этом, согласно Социальному кодексу, выплаты полагаются только гражданам РК, кандасам и иностранцам, постоянно проживающим в стране.
- Двойное финансирование. Граждане, находящиеся на полном государственном обеспечении, продолжают получать пенсии и пособия, что приводит к двойному финансированию. Это касается 21,2 тысячи человек, проживающих в Центрах оказания специальных социальных услуг, чье содержание обходится местным бюджетам в 92 млрд тенге в год. А также 1,6 тысячи человек, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Предлагаемое решение
Минтруда предлагает следующие меры:
- Приостанавливать выплату пенсий и пособий (включая базовую пенсию и по возрасту) тем получателям, факт постоянного проживания которых не подтверждается наличием сведений о постоянной прописке в информационных системах госорганов. Выплаты будут приостанавливаться до выяснения обстоятельств.
- Тем, кто находится в социальных центрах, предлагают приостановить выплаты, идущие на счет учреждения. А тем, кто отбывает срок в колониях, выплачивать только 30% на личные нужды.
По предварительным подсчетам, нововведения коснутся около 100 тысяч получателей пенсий и пособий без постоянной прописки, а также около 22,8 тысяч человек, находящихся на полном государственном обеспечении в ЦОССУ и УИС.
Борьба с «серыми схемами» и дефицитом ГФСС
В чем проблема? Система обязательного социального страхования Казахстана столкнулась с критическим кассовым разрывом, который в 2024 году достиг рекордных 320 млрд тенге. Более 82% расходов Фонда (790 млрд тенге) уходит на выплаты, связанные с материнством и детством.
По мнению Минтруда, основная причина дестабилизации – мошеннические схемы. Недобросовестные граждане используют «серые схемы», чтобы получить максимальные выплаты. Это делается путем уплаты социальных отчислений от максимального дохода (7 МЗП) «задним числом». Так лица, которые фактически не работали или работали недобросовестно, получают выплаты в разы выше, чем постоянно участвующие в системе матери.
Если не принять меры, финансовая устойчивость системы будет нарушена уже в 2028 году.
Предлагаемое решение
Минтруда предлагает ряд законодательных поправок для стабилизации ГФСС и обеспечения его устойчивости до 2032 года:
- Ограничение максимальной выплаты по беременности и родам (СВбр). Независимо от числа работодателей, выплата будет рассчитываться от среднемесячного дохода в пределах 7 МЗП.
- Исключение выплат «задним числом». Из размера выплат будут исключаться социальные отчисления, которые были уплачены после наступления социального риска (то есть после начала больничного по беременности или рождения ребенка).
- Исключение двойной поддержки для безработных. Получатели выплат по материнству больше не смогут регистрироваться в качестве безработных и получать выплату по потере работы (СВпр).
- Прекращение СВпр при трудоустройстве или обучении. Выплата по потере работы (СВпр) будет прекращаться, если безработный направляется на профессиональное обучение или на субсидируемые рабочие места (поскольку он начинает получать стипендию или субсидируемую зарплату, и двойная поддержка исключается).
Обратите внимание: две ключевые меры, направленные на защиту ГФСС от мошенничества – ограничение максимальной выплаты и запрет на учет соцотчислений «задним числом» – уже введены в действие приказом министра. Остальные изменения будут внесены непосредственно в Социальный кодекс через законопроект, который сейчас находится на обсуждении.
Ужесточение правил для получения АСП
В чем проблема? Текущий механизм назначения адресной социальной помощи (АСП) в Казахстане оказался недостаточно справедливым. Система в основном полагается на данные о доходах, но не учитывает в полной мере активы и обязательные расходы граждан. Это приводит к тому, что помощь могут получать семьи, которые фактически не являются нуждающимися.
По данным Минтруда, в 2024 году было выявлено более 9,5 тысяч семей с нарушениями при назначении АСП:
- 3,1 тысячи семей предоставили недостоверные сведения.
- 420 семей скрыли свои доходы.
Предлагаемое решение
Минтруда предлагает дополнить критерии нуждаемости новыми параметрами:
- Кредиты и микрозаймы. Семья не сможет получить АСП, если у нее оформлены банковские займы или микрокредиты (за исключением ипотеки) в размере, превышающем двукратный прожиточный минимум на каждого члена семьи.
- Расходные операции по счетам. В праве на АСП будет отказано, если совокупные расходные операции по банковским счетам превышают черту бедности на каждого члена семьи в месяц.
- Сбережения (депозиты). Будет учитываться наличие сберегательного вклада или депозита в размере более 200 МРП на семью (кроме ипотечного депозита).
- Автомобили. Усиливается критерий по владению более чем одной единицей легкового автомобиля. Критерий не будет распространяться на многодетные семьи и семьи с инвалидами I и II групп.
Обратите внимание: новые, более жесткие критерии учета активов, кредитов и расходов уже используются при назначении АСП, поскольку их применение началось на основании подзаконных актов. Но вопрос внесения поправок в Социальный Кодекс РК находится на общественном обсуждении, в котором может принять участие каждый совершеннолетний гражданин РК.